Технический аудит сайта – как провести?
Чтобы предоставить вебмастеру рекомендации по улучшению ресурса, необходимо провести технический аудит. Эта проверка имеет огромное значение. Аудит позволит понять, отвечает ли сайт требованиям поисковых систем, нет ли технических ошибок.
Можно провести аналогию с приемом у врача — невозможно установить диагноз без осмотра, лабораторных исследований, а иногда и полной диагностики организма. Так же проводится и диагностика сайта. Она позволит выявить слабые стороны и предложить эффективные решения.
Предлагаем вместе разобраться, почему столь важен технический аудит и как правильно его провести.
Цели и задачи технического аудита
Технический аудит (ТА) – это комплексная проверка функционирования веб-ресурса. Ее цель — выявить технические проблемы и выработать комплекс действий для их эффективного решения.
ТА позволяет решить ряд задач:
- Оценить состояние сайта в технических аспектах SEO.
- Выявить проблемы с функционированием, влияющие на трафик и конверсию (битые ссылки, дублированный контент, неоптимизированные изображения, отсутствие мобильной адаптации, внутренней перелинковки, микроразметки).
- Сформировать список страниц и структурных элементов, которые необходимо доработать.
- Найти направления и способы улучшения функционирования ресурса.
- Создать пошаговый план по улучшению показателей продаж и конверсии.
Технический аудит важно проводить для ресурсов разной тематики и вида. В этом нуждаются интернет-магазины, сайты услуг, коммерческие ресурсы, блоги. Сроки проведения аудита и регулярность анализа определяется в зависимости от целей и задач, стоящих перед владельцем. Желательно провести первую проверку перед запуском, а контролировать ситуацию, оценивая состояние сайта, несколько раз в год.
Зачем проводить технический аудит ресурса?
Основная задача аудита – выявление различных проблем, препятствующих повышению конверсии, притоку трафика, а следовательно – увеличению продаж.
Основной вектор такой проверки – оценка структуры сайта, настроек сервера, качества мобильной адаптации, быстродействия и всех элементов, влияющих на ранжирование и индексацию. Крайне важно своевременно выявлять имеющиеся ошибки из-за их прямого влияния на качество ранжирования. Google и другие поисковики некачественно индексируют сайты с недоработанной структурой и техническими ошибками. Так что, даже если Вы создали качественный контент, но не провели внутреннюю оптимизацию, оказаться среди ТОП-10 Вам не удастся.
Существует также и конкретный список проблем, с которыми может столкнуться владелец сайта в процессе его работы. Они станут красными флажками, на которые нужно обратить внимание и будут сигнализировать о необходимости проведения проверки. Среди таких проблем можно выделить:
- Попадание сайта под санкции поисковика.
- Снижение позиций в поисковой выдаче, спровоцированное низким качеством массы обратных ссылок.
- Отсутствие индексации или полное выпадение некоторых страниц из индекса.
- Небольшой поисковый трафик или его полное отсутствие.
Этот список неполный, но показывает проблемы, которые могут иметь разные причины. Выявить их можно только в том случае, если провести проверку технических аспектов и собрать большой блок информации.
Как выбрать инструменты для аудита?
Все сервисы, которые используются для проведения технического аудита, распределяются на комплексные и специализированные. Первые дают более расширенную картину по большому количеству показателей. Специализированные же обычно имеют конкретное направление и позволяют определить один из важных технических показателей. К примеру, это может быть проверка сайта на вирусы или определение рейтинга.
С самыми популярными сервисами для анализа технических показателей предлагаем ознакомиться на картинке:

Комплексные сервисы, дающие сразу большой перечень показателей, будут лучшим вариантом для анализа. Перед выбором лучшего специалисты КЕЙС предлагают все же учитывать:
- Стоимость – расширенный доступ к разным сервисам стоит дорого.
- Полноту аналитических данных — бесплатные тестовые версии могут быть достаточно ограничены в количестве показателей, которые можно проанализировать.
- Скилы и знания – для точного определения взаимодействия между конкретным показателем и ситуацией на сайте нужно уметь работать с такой информацией.
Этапы технического анализа сайта

К техническому аудиту также нужно подготовиться. Для этого необходимо проверить домен и настроить доступ к основным сервисам Google Analitics. Важно проанализировать безопасность домена, проверив SSL-сертификат, настройку HTTPS и наличие санкций поисковой системы.
Агентство интернет-маркетинг KEIS предоставляет услуги по разработке и продвижению сайтов в Украине. SEO-специалисты предлагают клиентам все виды проверок ресурсов — тут можно заказать технический аудит сайта. Обращаясь к специалистам, Вы можете рассчитывать на персональный подход и учет современных тенденций в работе. Чтобы предоставить клиенту полную информацию, они проводят пошаговый анализ веб-ресурса, который будет включать следующие этапы:
- Проверку доступности сайта – на этом этапе будет определен статус HTTPS, корректность SSL-сертификата, редиректов и каноникальных URL. Также выполняется проверка sitemap.xml и robots.txt.
- Анализ индексации – будет включать поиск страниц, индексируемых алгоритмами Google, определение исключенных страниц через дубли, canonical, noindex, а также анализ покрытия индексации с помощью Google Search Console.
- Проверку структуры сайта – будет включать оценку архитектуры URL, иерархии страниц, структуры меню и внутренней перелинковки.
- Оценку SEO элементов – обязательная проверка уникальности метатегов и их правильного расположения, наличия Description, Title, заголовков и альтернативного текста для изображений. На этом этапе аудита также определяется наличие дублированного контента.
- Проверка скорости загрузки – предполагает анализ Page Speed, оптимизации изображений и кэширования. В процессе работы специалисты обнаружат тяжелые элементы, препятствующие быстрой загрузке страниц.
- Оценка мобильной адаптивности – важно, чтобы дизайн сайта по Mobile Friendly Test был адаптивен для разных устройств. Сюда входит не только стилистические элементы дизайна, но и шрифты, кнопки, отступы и другие детали, влияющие на общее впечатление от использования сайта.
- Оценка технической безопасности – на этом этапе определяется наличие уязвимых плагинов HTTPS.
- Анализ журналов сервера – позволяет определить как часто боты Google сканируют страницы и какие из них чаще исключаются. В общем, на этом этапе уделяется большое внимание оценке поведения ботов.
- Анализ поведенческих сигналов – здесь определяется время, которое клиенты проводят на страницах сайта, количество кликов, а также процент отказов. Проверяется пользовательский опыт клиентов благодаря тепловым картам.
Каждый этап технического аудита важен и является неотъемлемой составляющей финального результата. Небольшое техническое несоответствие может приводить к снижению эффективности его работы. Пример – если ошибки 404, 500, 503 и другие не настроены корректно, страницы становятся просто недоступными для ботов Google. А ситуация, когда в файле robots.txt есть блокировка, может привести к полной блокировке всего ресурса.

Экспертные советы по проведению технического анализа сайта
Запомните, проведение технического аудита – процесс, который должен быть плановым и систематическим. Проект не добьется успехов, если такая проверка проводится только однократно в начале разработки. Попасть в ТОП и сохранять свои позиции можно только тогда, когда Вы регулярно проверяете сайт на наличие технических ошибок и эффективно внедряете изменения. Адаптируйте новые условия поисковых алгоритмов и не бойтесь искать проблемы.
Чтобы технический аудит давал желаемые результаты, эксперты агентства интернет-маркетинга КЕЙС советуют:
- Учитывать мелочи – технические аспекты важны, но на первый взгляд кажутся незначительными. Например, если разница между скоростью загрузки Вашего сайта и сайта конкурентов составляет всего пол секунды, это может быть критическим фактором, который следует учесть. Ускорить загрузку позволяют HTTPS, кэширование и полностью адаптированные изображения.
- Настраивать robots.txt гибко – лучше запрещать индексировать те страницы, которые имеют минимальную SEO-ценность. Это может быть корзина, результаты поиска, админпанель. Использовать глобальные запреты не стоит, потому что так Вы рискуете запретить индексировать весь сайт.
- Обновлять sitemap.xml каждый раз, когда Вы вносите изменения на сайте, обязательно установите приоритет в зависимости от иерархии страниц.
- Анализировать ЛОГ-файлы сервера – только так Вы реально получите информацию об особенностях сканирования сайта ботами. Часто страницы с УТ меткой требуют большего бюджета Google бот, а значит, их можно исключить в robots.txt.
- Мониторить мобильную версию сайта очень подробно, ведь Google производит аналитику через мобильные устройства. Если текст слишком маленький, верстка неадаптивна или скорость загрузки слишком низкая, позиции будут ниже желаемых.
- Не забывать о микроразметке – таким образом Google быстрее отобразит товары с изображением, рейтингом и стоимостью, что в итоге повысит CTR.
- Отслеживать результаты внедренных изменений с SEO инструментами — важно установить взаимосвязь между внесенными изменениями и результатом в виде трафика и изменении позиций. Каждый раз отслеживайте это в Serpstat, SE Ranking и Ahrefs.
Частые вопросы
Когда проводить технический аудит сайта?
Технический аудит важно проводить регулярно, желательно раз в квартал. Также следует провести проверку и выявить потенциальные проблемы при изменениях на сайте: обновлении контента, структуры, подключении функций. Также следует провести анализ в случае изменившихся алгоритмов поисковых систем.
Комплексный SEO-аудит и технический аудит — это одно и то же?
Очень часто владельцы сайтов путают комплексный и технический аудит. Комплексный SEO-аудит включает в себя большее количество аналитических показателей. А технический аудит является его составляющей, но не единственной. Кроме проверки функционирования сайта с технической стороны комплексный аудит будет включать в себя анализ контента, usability, отдельный рекламный аудит.
Технический аудит — это не комплексная проверка, это исключительно оценка функционирования сайта, которая включает наличие атрибутов ALT в изображениях, контента на страницах, файлов robots.txt, sitemap.xml и их корректности, проверку дублей страниц, редиректов, заголовков.
Можно ли провести технический аудит самостоятельно?
Да, владелец или редактор сайта может оценить состояние различных элементов, их наличие и функционирование. Трудности в оценке результатов могут возникать из-за недостаточного знания и маленького опыта, а также из-за отсутствия доступа к платным сервисам, дающим полную картину.
Если самостоятельно не удалось обнаружить проблемы и картина не изменилась, стоит воспользоваться профессиональными услугами веб-мастеров. Они не только соберут аналитику, но и сформируют перечень действий по устранению выявленных проблем. Такие услуги предоставляют SEO-специалисты агентства интернет-маркетинга KEIS.
Какой сервис выбрать для технического аудита сайта?
Платформ, предоставляющих подобные услуги, большое количество. Они отличаются перечнем показателей, удобством отчетов и стоимостью. Чтобы выбрать наиболее удачную, важно определить, какие есть потребности и какой бюджет Вы готовы потратить на аналитику. Можно воспользоваться открытыми источниками и сравнить отзывы о разных платформах, ознакомиться с обзорами их функционала. Сервис, который Вы будете использовать, должен быть максимально удобен и понятен. К сожалению, большинство из них имеют достаточно сложный интерфейс.
Бесплатные версии различных платформ позволяют оценить удобство пользования и простоту, даже непрофессиональным веб-мастерам. Воспользуйтесь такой возможностью — она позволит понять, насколько Вам подойдет конкретная платформа.
Насколько информативен быстрый аудит?
Некоторые сервисы, вроде SEO Analyzer позволяют провести быстрый аудит сайта буквально за несколько минут. Такая проверка позволит выявить критические ошибки и понять, насколько высока скорость загрузки страниц сайта.
Также можно приблизительно подсчитать объем трафика, ключевые слова и массу обратных ссылок. Этой информации недостаточно для профессиональных веб-мастеров, стремящихся достичь высоких показателей и улучшить позиции сайта. С другой стороны, для владельцев, желающих получить общую информацию, этот инструмент будет полезен и позволит понять, какова ситуация на данный момент.
Что делать после технического аудита?
Сбор аналитики – не решение проблемы, а только начало работы по улучшению Вашего сайта. Как только Вы получили информацию об ошибках и недоработках, начинайте формировать техническое задание для веб-мастеров, расставьте приоритет задач и вносите изменения на сайте. Не забывайте отслеживать результативность проделанной работы.